Вопрос:
Помогите пожалуйста разобраться. Кабели для наушников я себе собираю сам и обратил внимание, что производители наушников, мастера изготавливающие кастомные кабели, при изготовлении небалансных кабелей с джеками 3.5мм. 6.3мм. на общий канал используют либо более тонкие проводники, либо меньшее количество проводов. Например кабель у hifiman ananda, на джек 6.3мм. на левый и правый канал идут по два провода, а на общий канал идут тоже два провода а не четыре. Скажите чем обусловлено такое решение? Предполагаю с точки зрения физики есть этому объяснение? Спасибо.
Ответ:
Затрудняюсь сказать, чем они руководствовались, так как сам эти кабели не тестировал, и какой там получился результат по влиянию на звук - не знаю.
Мои личные наблюдения указывают на то, что любое нарушение симметрии по сопротивлению/материалам проводников/сечению является источником специфических окрасов звучания.С точки зрения физики...
К сожалению, вменяемых исследований по влиянию устройства кабеля на прохождение через него музыкального сигнала на данный момент не существует. Нет даже какого-то то выработанного подхода, чтобы изучать именно музыкальный сигнала, а не искусственные частотные сигналы и шумы. Я как бы в этой сфере и предпринимал поиск и по научным исследованиям, и по патентам. Ничего толкового и что-либо реально объясняющего нет. В тех же патентах на кабели патентуется просто их фактическая конструкция. Причем не всегда в обосновании даже упоминается что-то "про звук", а например только про всякие побочные штуки типа "прочность", гибкость" и т.д.
Я полагаю, что просто те, кто реально могут такое осилить в научном плане - просто не считают интересным направлять в это реальные ресурсы и исследовательские мощности, чтобы разобраться.Те, кто пытаются в этом разобраться на уровне знаний хотя бы "послевузовской" физики, упираются в то, что их тут просто не хватает. Это если пытаются разобраться действительно честно.
Проводник, даже самый простой - это не просто проводник, где только "закон Ома". Это как минимум и элемент частичного преобразования сигнала, и своеобразный "волновод", плюс "недополупроводник" на любых границах разных металлов и даже их кристаллов, плюс еще и "антенна", и черт знает что еще... Я с десяток разных вопросов в своей модели процессов просто "подвесил со знаком вопроса", когда сам пытался разобраться.
А музыкальный сигнал, даже если взять в более узкой полосе 20-20000Гц включает в себя буквально бесконечное множество состояний системы. "Кот Шредингера" с его двумя квантовыми состояниями просто отдыхает. А тут с музыкальным широкополосным сигналом как бы даже и не простейшая суперпозиция волновой функции из квантовой механики.Так что все известные методики измерения в аудио в этом плане малоинформативны, так как они опять же работают не с музыкальным сигналом.
У производителей кабелей есть свои ноу-хау, которыми достались не всегда просто и которые представляют определенную коммерческую ценность.
Мастера известные тоже обычно не просто так делают ту или иную конструкцию кабеля (и не только кабеля). Скорее всего просто в результате нескольких "научных тыков" нащупали и научились получать интересующий их результат более или менее осознанно. Если смогли подтянуть к этому и какую-то науку хотя бы на уровне гипотез и моделей (как иногда у меня получается) - это невероятная удача.По причине коммерческой ценности этой информацией вряд ли кто с вами поделится. Наборы некоторых рецептов и наблюдений, которые "работают" - есть. И они получены именно на уровне "научного тыка", при этом иногда не очень научного. Ибо реально "научное" здесь лежит в весьма фундаментальной области, где накопано не так уж и много.
Что бы там ни говорили про то, что "все кабели одинаковы", это далеко не так. Кабели важны.
Но и переоценивать их роль не стоит, так как в тракте это лишь отдельные элементы системы. Другие не менее важны.Также далеко не всегда стоит думать о некоторых производителях слишком хорошо))) Иногда за разными решениями стоит вовсе и не "ноу хау", а банальное непонимание или желание сэкономить.
Также могут быть и чисто маркетинговые вещи - это когда на основе одного и того же технического решения (например, конструкции излучателя) надо сделать линейку по разному звучащих наушников (или АС) для ассортимента. В ход идут и разные ухищрения с акустическим оформлением, а иногда и с кабелями.На истину в вопросе ни в коем случае не претендую.
Вы попросили поделиться своим мнением - я немного на эту тему порассуждал, и только. А так - самому было бы интересно ознакомиться хоть с какими-то внятными объяснениями по очень многим вопросам.
Мы вот пользуемся все разными приборами с проводниками, а к примеру - даже до сих пор определиться не можем, как именно переносится по ним заряд - то ли посредством "электронов", то ли "дырок", ЕПРСТ...